Модератор секции «Культурология музея» – О.С. Сапанжа,доктор культурологии, профессор, директор института художественного образования Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, профессор кафедры искусствоведения и педагогики искусства.
– Ольга Сергеевна, расскажите, пожалуйста, о секции, которую Вы модерируете на конгрессе. Какое значение обсуждаемые на ней вопросы имеют для развития отечественной науки о культуре на современном этапе?
– Название секции – «Культурология музея» кажется вполне традиционным, но одновременно оно само по себе дискуссионно. «Культурология» музея как института, казалось бы, сродни «культурологии» театра, библиотеки, дома культуры или спортивного центра. Тем не менее, музеологи и музееведы (и это отдельный вопрос для размышлений – это одна профессия или разные?) утверждают, что предмет музеологии заключается не только и не столько в изучении института как такового. В центре внимания музеологии – пространство особого отношения к действительности, которое ярче всего манифестируется в музейной институции, но образует и иные формы. Очевидно, что краеугольным камнем такого понимания феномена музея как части культуры становится деятельностный подход, а культурология музея оказывается теорией особого отношения к действительности (за которым с начала 1980-х годов закрепился термин «музейность») и поиском методологии включения рассуждений о функционировании конкретного учреждения в формат системного постижения феноменов культуры. Создание строгой методологии музеологии и культурологического исследования феноменов музейности – задача не одного конгресса, но на нашей площадке мы попробуем сделать несколько важных шагов в этом направлении.
– Каковы Ваши ожидания от конгресса, который возобновил свою работу после перерыва?
– Восемь лет – и много, и мало. Музейная практика за этот период сделала существенный рывок – в области цифровизации, развития дистанционных форм и сетевых технологий. Эти проблемы, как и проблемы развития музея и отношений человека и предмета в период пандемии, безусловно, будут рассматриваться в рамках работы секции. Теория не может развиваться также быстро, как реальная деятельность, однако за семь лет появилось несколько важных работ, на основе которых складываются вполне оригинальные концепции и теории в области. Так, в российской музейной действительности – и практической, и теоретической уверенно развиваются идеи партиципации, инклюзии, новой этики. Даже простого перечисления и описания этих изменений было бы достаточно, однако полагаю, что конгресс позволит не только констатировать изменения, но и предложить модели их изучения и использования в практической созидательной деятельности. Предложить не для того, чтобы снова взять паузу в восемь лет, а, чтобы через год продолжить дискуссии о культуре как пространстве жизни человека.