Интервью с Дмитрием Леонидовичем Спиваком – заместителем председателя Программного комитета V Российского культурологического конгресса, главным научным сотрудником Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия им. Д.С. Лихачёва, доктором филологических наук.
– Дмитрий Леонидович, поделитесь, пожалуйста, своими впечатлениями о работе V Российского культурологического конгресса.
– Мне довелось участвовать в качестве члена Программного комитета в подготовке и проведении всех наших пяти Культурологических конгрессов. Рад отметить, что уже сформировавшаяся и оформившаяся традиция национальных конгрессов, принадлежащих к числу высших форм самоорганизации научного сообщества, была очень достойно продолжена данным, пятым Конгрессом. Практически без сбоев, несмотря на весьма сложные условия пандемии, были проведены два пленарных и двадцать секционных заседаний, на которых была представлена широкая панорама современной отечественной науки о культуре. Команда, сформированная на базе Института наследия, отработала четко, корректно и энергично.
– Расскажите о руководимой Вами секции.
– Секция у меня была небольшая, но очень содержательная. Она называлась «Международные исследования и международное сотрудничество в культурологии», мы провели её вместе Н.В. Филатовой. Очень запомнились доклады об инклюзивной составляющей культурного процесса (Н.Е.Судакова), о «мягкой силе» в международных отношениях (В.Г. Торосян) – и, соответственно, связанном с ней концепте культурной безопасности, о проблемах и перспективах некоммерческих организаций в сфере международных обменов (А.Э. Курумчина), о новых трендах в миропорядке – в частности, о соотношении глобализма и партикуляризма (В.М. Дианова). Международное сотрудничество в сфере культуры – область, где находят себе применение и, в общем, как правило, соперничают самые современные наработки исследователей культуры.
– Что можно сказать об итогах форума?
– Конгресс стал новым свидетельством в пользу того, что отечественная культурология успешно прошла трудный путь от междисциплинарной области знаний до самостоятельной и, в целом, вполне оригинальной (по крайней мере несводимой к проектам типа западных cultural studies) научной дисциплины, располагающей и безусловным фундаментальным потенциалом, и целой системой частных наук, обеспечивающих его сцепление с практикой. Теория культурного наследия принадлежит к числу ее определяющих разделов, а результаты ее разработки находят себе применение в русле государственной культурной политики Российской Федерации, прежде всего по части укрепления ее единого культурного пространства, сбережения нашей культурной идентичности и, конечно, отстаивания культурного суверенитета. Что же касается научного сообщества культурологов, то оно хорошо подготовлено, сплоченно и, как я сейчас могу точно сказать, будет активно участвовать в подготовке и проведении следующего Конгресса.