Модератор секции «Культурные индустрии» – И. В. Малыгина, доктор философских наук, профессор, заведующая кафедрой мировой культуры Института гуманитарных и прикладных наук Московского государственного лингвистического университета
– Ирина Викторовна, расскажите, пожалуйста, о секции, которую Вы модерируете на конгрессе. Какое значение обсуждаемые на ней вопросы имеют для развития отечественной науки о культуре на современном этапе?
– Тема «культурных индустрий» заняла заметное место в социально-экономической повестке России. Культурный (или креативный) сектор экономики рассматривается как важный ресурс, а формирование креативного класса – как приоритетная задача социально-экономического развития страны. Между тем в социально-гуманитарном научном сообществе обсуждение экономических контекстов социально-культурной динамики по-прежнему носит почти факультативный характер; культурологи и сегодня неохотно говорят о культуре в терминах экономической целесообразности. И не потому, что «экономический поворот» в описании и конструировании культурной реальности, который произошел в новейшей истории России, остался незамеченным. Массовое сознание достаточно быстро примирилось с новой реальностью, в которой ценность культуры стала определяться не столько собственно ценностным фондом или масштабом «собственных имен», сколько экономическими эффектами. А вот фундаментальными культурологическими исследованиями этот «экономический поворот» до сих пор адаптирован слабо. Появление в рамках V Российского культурологического конгресса секции, посвященной феномену культурных индустрий, представляется своевременным и важным для обсуждения новых векторов культурологических исследований, без которых едва ли можно рассчитывать на позитивный социальный эффект от развития «культурного производства». В рамках секционных дискуссий планируется обсуждение как зон риска (связанных, в частности, с возникновением терминологического напряжения, с тенденцией к «переупаковке» культуры в культурные и творческие индустрии), так и точек роста (обусловленных, прежде всего, значительными возможностями культурных индустрий в производстве и распространении образов, смыслов, социальных лекал и паттернов). В этой связи важным представляется обсуждение вопросов о степени и характере влияния индустрии культуры на массовое сознание в современном российском обществе; о новых точках сопряжения элитарной и массовой культуры; о формировании новой массовой культуры, основанной на международных культурных образцах, а также российской модели массовой культуры.
– Каковы Ваши ожидания от конгресса, который возобновил свою работу после перерыва в семь лет?
– Очень надеюсь, что конгресс будет способствовать диалогу не только внутри профессионального научного сообщества, которое остро нуждается в такой площадке. Не менее важно важно «разомкнуть» этот разговор вовне, способствовать консолидации усилий теоретиков и практиков культуры, представителей федеральных и региональных структур, ответственных за разработку и реализацию культурной политики, представителей бизнеса и некоммерческих организаций, ориентированных на развитие культурных и креативных индустрий; конгресс дает возможность привлечь внимание представителей структур власти и субъектов принятия решений в сфере культуры. Только вместе – победим!