Модератор секции «Культурология медиасферы» Н. Б. Кириллова, доктор культурологии, профессор, заведующая кафедрой культурологии и социально-культурной деятельности Уральского федерального университета (Екатеринбург)
– Наталья Борисовна, расскажите, пожалуйста, о секции, которую Вы модерируете на конгрессе. Какое значение обсуждаемые на ней вопросы имеют для развития отечественной науки о культуре на современном этапе?
– Работа секции «Культурология медиасферы», несомненно, представляет интерес, так как те теоретические и прикладные вопросы, которые её участниками подняты и будут обсуждаться, актуальны и перспективны как для гуманитарной науки, так и для практик современного образования. Это связано с тем, что масштабы медийной цивилизации, превратившей планету в глобальную информационную среду, влияют на интеллект и жизнедеятельность человека нового тысячелетия. Современная медиасфера, вбирающая в себя плотный поток сетевых коммуникаций людей, до конца не упорядоченного Интернет-контента, дополняется многообразными сюжетами политического и социокультурного характера, транслируемыми многочисленными медиаканалами.
И дело не только в том, что глобализационные процессы унифицируют жизнь человека, но и в том, что в гуманитарных науках, в том числе и в культурологии, происходит «смена парадигм». Культура уходит от традиционной просветительской роли к «господству компенсаторно-развлекательных функций», что зачастую ведёт с собой ряд негативных последствий. Тем не менее, расширение медиапространства и изменение социально-культурных практик привело к появлению в прикладной культурологии новых концептов: «медиакультура», «медиатехнологии», «виртуализация культуры» и др.
Изучение глобального социокультурного пространства, включающего сегодня не только традиционные медиа (кино, ТВ, радио), но и видео, цифровое фото, мобильную связь, социальные сети и др., выдвигает в качестве новой парадигмы культурологии теорию и историю медиакультуры как феномена информационной эпохи, стержнем которой является аудиовизуальная коммуникация, активно использующаяся в практике современного образования.
Вот почему на секции будут рассмотрены не только фундаментальные характеристики современной медиасферы, но и качественные особенности культурной деятельности в медиасфере, проблемы и перспективы её внутреннего и внешнего регулирования, а также новые формы художественного творчества в медиасфере, которые требуют внесения существенных корректив в традиционные концепции искусствоведения и культурологии.
– Каковы Ваши ожидания от конгресса, который возобновил свою работу после перерыва в семь лет?
– Прежде всего, я искренне надеюсь на то, что VКультурологический конгресс, как и 7 лет назад, вновь объединит представителей разных гуманитарных наук – культурологов, эстетиков, философов, историков, педагогов, представляющих разные регионы России, даст возможность коллегиально решать многие насущные проблемы современной гуманитарной науки и системы гуманитарного образования в школе и вузе, включая и вопросы медиаобразования. Тем более, что нерешенных проблем в научно-образовательной сфере за последние годы скопилось немало. Нам сегодня вновь необходим диалог не только для открытого общения друг с другом (между вузами, регионами), но и в вопросах взаимодействия с представителями власти с целью актуализации проблем государственной культурной политики в стране.